Используется стенная печать, радио, лекции, беседы, спортивные праздники, показательные выступления спортсменов, фотовитрины, выставки, стенды. Хорошо зарекомендовали себя уголки физической культуры. Информация, представляемая в них, охватывает следующие разделы.
"Самостоятельные занятия физкультурой". Даются рекомендации для самостоятельных занятий физическими упражнениями: отдельно по утренней гимнастике, физкультурным паузам, заданиям, полученным на уроках; советы по развитию двигательных качеств, подготовке к участию в соревнованиях, разминке; начальные сведения о занятиях спортом, изучении техники движений; виды упражнений и нормативные оценки для проверки физической подготовленности; понятия о самоконтроле, самостраховке, соблюдении мер безопасности, другие сведения,
"Спортивные игры", "Старты надежд". Рассказывается о видах соревнований и нормах оценок; экранах хода спортивных игр "Старты надежд", вывешиваются фотографии о соревнованиях.
"Спортивная жизнь школы". На стенде - календарь спортивно-массовых мероприятий школы; таблицы результатов соревнований по отдельным видам спорта; выписки из правил соревнований, разрядные нормативы; список совета коллектива физкультуры; расписание занятий спортивных секций; фотографии, рассказывающие о школьных спортивных событиях; положение о зачетах (экзаменах) по физической культуре в VIII и XI классах и подготовке к ним, сроках, требованиях и порядке их проведения.
"Наши достижения". Здесь демонстрируются фотографии лучших спортсменов школы с указанием их достижений; таблица рекордов школы, дипломы, грамоты, вымпелы; материалы о районных, городских соревнованиях.
"Физическая культура и здоровье". Размещается информация о значении занятий физическими упражнениями в режиме дня; комплексы гимнастики до занятий, физкультминуток; содержание подвижных перемен, сведения о закаливании, вреде алкоголя, курения, по вопросам анатомии, физиологии, гигиены, формировании правильной осанки и др.
"Физическая культура в жизни замечательных людей". Отражается значение физической культуры в жизни выдающихся людей, вывешиваются материалы о занятиях знаменитостей фи-зической культурой, их высказывания о физкультуре и спорте.
"Спортивные события в стране и за рубежом". Помещается информация о важных спортивных событиях, фотографии.
Поскольку в течение учебного года в школе проводится много спортивных мероприятий, целесообразно, чтобы в уголке физической культуры было место для вывешивания красочных объявлений, афиш и других сообщений, которые можно представлять под рубрикой "Что? Где? Когда?".
В школах, где нет достаточной площади для размещения наглядной агитации, уголок физической культуры оформляется на одном стенде или нескольких планшетах. В него включаются нормативы и требования комплекса ГТО, экран хода сдачи норм ГТО, "Стартов надежд", календарь спортивно-массовых мероприятий, стенная спортивная газета. На одном из планшетов располагаются периодически меняющиеся материалы. Это могут быть таблицы соревнований и фотографии, рассказывающие о школьных спортивных событиях; различные советы и методические рекомендации ученикам; материалы, посвященные значительным спортивным событиям в стране, республике; перечень книг о физической культуре и спорте, рекомендуемый ученикам, и т. п.
Сменные материалы могут вывешиваться под различными привлекающими внимание рубриками.
Наиболее удобное место для размещения уголка физической культуры - торцовые и боковые стены, простенки коридоров, ведущих к спортивному залу. Материалы следует располагать в определенной последовательности и красочно оформлять их. Это способствует усилению воздействия информации на учащихся, украшает помещение. Экспонируемый материал не должен превышать 60-70 % площади стенда, иначе его будет трудно читать. Размеры рисунков, чертежей, таблиц, схем должны быть такими, чтобы они рассматривались без усилий с расстояния не ближе одного метра. Чем выше размещается материал, тем крупнее должен он быть по масштабу
Элементы оформления уголка рекомендуется выполнять в едином подборе сочетаний, размеров, шрифтов. Нужно предусмотреть, чтобы цвет отделки был одного тона, цветовая гамма состояла из 2-3 цветов. Все это объединяет стенды в единый ансамбль.
Важным условием доступности материала является выбор конструкций, на которых он размещается. Сюда относятся стенды, планшеты, витрины, основные качества которых - простота, красивый внешний вид, технологичность изготовления, удобство, хорошее сочетание цветов.
Крепят их различными способами, обращая особое внимание на надежность и безопасность в эксплуатации. Кроме того, крепления должны обеспечивать быструю замену планшетов. Оптимальные размеры для последних - 50X50, 50X70, 60X60, 60X80, 90X60, 90X90, 110X50, 100ХЮ0, 120X60, 120X90 см.
Наиболее удобные и дешевые строительные и отделочные материалы для изготовления стендов, планшетов, витрин - фанера, доски, рейки, стекло, плексиглас, прессованный картон, древесностружечная и древесноволокнистая плита, металл, бумага, краски, клей.
Для экспонирования спортивных кубков лучше всего подходят витрины, закрытые стеклом. Их размеры колеблются в зависимости от количества экспонатов. Эффектно выглядят витрины, встроенные в стену и имеющие скрытый внутренний подсвет.
Наглядную агитацию оформляют в виде надписей, чертежей, документов, фотографий, вырезок из газет и журналов, плакатов. Фотографии должны без особых пояснительных текстов раскрывать содержание темы, быть четкими, достаточно крупными, чтобы их можно было видеть на расстоянии.
Для выпуска стенной спортивной газеты избирается редакционная коллегия в составе 5-8 человек. Ее члены распределяют между собой обязанности, избирают редактора (он входит в школьный совет коллектива физической культуры), заместителя. Нужно подобрать удачное название, привлекая к этому всех учеников школы.
Чтобы каждый номер газеты был интересным, следует включать в него разнообразные рубрики. Статьи и заметки должны быть короткими и конкретными, сопровождаться рисунками, фотографиями, карикатурами. Газета выходит регулярно, без срывов, вывешивается на одном и том же месте, лучше всего в уголке физической культуры.
Наглядная агитация только тогда действенна, когда работа по ее подбору ведется по хорошо продуманному плану.
Для ее организации при совете коллектива физкультуры создается специальная комиссия из 5-7 человек, которые в свою очередь привлекают к работе широкий актив учащихся, подбирают ответственных за оформление и подбор материалов. Из числа актива желательно создать информационную группу, в которую войдут руководитель, несколько редакторов, фоторепортеры. Задача группы - оперативно собирать информацию о спортивной жизни школы.
Можно давать целенаправленные задания классам по подготовке иллюстрированного и текстового материала. Такая работа также прививает учащимся интерес к физической культуре и спорту.
Ведущую роль в создании и оформлении спортивного уголка играет учитель физической культуры, который организует актив учащихся, направляет и контролирует работу по организации наглядной агитации, принимает в этом непосредственное участие. Вместе с комиссией учитель подбирает тематику, определяет место размещения уголка физической культуры и его форму, обращая внимание на оперативность и конкретность материалов и заботясь об их эстетическом оформлении.
Рекомендуется систематически показывать материалы уголка родителям, широко пропагандируя комплексы утренней гимнастики, требования и нормы комплекса ГТО, спортивные достижения школьников. Большой интерес у родителей вызывают материалы о физическом воспитании детей в школе и семье, режиме дня школьника, роли физической культуры и спорта в жизни детей, правильном использовании закаливающих средств, летних и зимних спортивных соревнованиях. Родителей желательно привлекать к оформлению и подготовке различных экспозиционных материалов.
Средства наглядной агитации необходимо постоянно совершенствовать, углублять их содержание.
Заслуживает внимания традиция оформлять спортивный стенд в учительской комнате, где помещаются материалы по вопросам физической культуры, касающиеся классных руководителей, вос-питателей групп продленного дня.
|